Эволюция маркетинга
За последние месяц я так не погружался в тему классического маркетинга, как никогда, уж не знаю зачем, но компенсировать "3" по маркетингу в университете я бы хотел этой эволюцией маркетинга, но без громких фамилий и выдающихся рекламных кампаний Coca Cola, нет, пока что без них. Давай рассмотрим путь от точки А - в Б - первое объявление в Facebook.
Зачатки маркетинга появились сразу, как люди начали совершать первые шаги в бартере. А это было еще задолго до появления первых цивилизаций. В этот период маркетинг сводился к манипуляциям и убеждению, с целью обменять как можно больше нужного товара за единицу своего товара.
Первые профессиональные маркетологи, в их задачи входило так же выступать в роли ведущего новостей и пиара того или иного политика. Должность глашатая фиксируется уже в 14 веке н.э.
Продавцы быстро смекнули в силу предметного символизма и стали выставлять на обозрение не сам товар, а функционально близкий ему предмет.
"Виноградная лоза и виноград как символ виноделия и продажи вина"
"Жернова лежали рядом с лавкой булочника"
✅ Рекламная вывеска с переводом на наш родной.
Пример такой вывески, найденный в Римской провинции в Галлии:
«Меркурий здесь обещает прибыль, Аполлон — здоровье, Септуман — пристанище и закуску. Кто войдет, будет потом еще лучше обслужен. Гость, взгляни, где ты ночуешь!»
Здесь мы видим УТП с применением социального доказательства, в виде упоминания богов, указание выгод для клиента( результат который дают боги и обещание хорошего сервиса) и способ отстранится от конкурентов, призывая клиента внимательнее выбирать место ночлега.
Традиционный маркетинг зародился в США 20 век, это тот, про который мы знаем. На самом деле первые маркетологи – это посыльные, которых торговцы отправляли в города и деревни с целью разузнать, какие товары необходимы людям. Так обычные работники занимались анализом рынка и покупательского спроса.
Рынок рос, росла и промышленность, те самые вчерашние "посыльные" уже были востребованы на рынке труда. Маркетолог 19 века - это менеджер с собственным кругом потребителей предприятий. В России начали использовать первые настенные рекламные плакаты с 1880 года, в основном на ярмарках.
Рыночная экономика. Предприниматели. Внимание потребителей.
Маркетолог - отдельный специалист, который должен был изучать конкурентов, спрос на товар, ценовую политику, по итогу должен получиться план по сбыту продукции.
✅20 ВЕК. КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
1964 год появление концепции 4P (product, price, place, promotion). Каждый элемент - обязанность маркетолога.
Продукт - анализ и выявление ценности продукта. "Как удовлетворить покупателя?"
Место - специалист определяет эффективные каналы распространения, логистику, геоточки.
Цена - проводит исследования с целью установить подходящую стоимость продукта.
Продвижение - выбор эффективных каналов коммуникации, разработка стратегии продвижения.
Маркетолог - специалист смешивающий профессиональные приёмы от поведенческой психологии и творчества до предпринимательства.
С каждым этапом истории задачи маркетолога усложнялись: работа с почтовыми данными и рассылками, телемаркетинг, первые программы лояльности и запуск рекламы в интернете. Можно сказать, что в конце 20 века зародился digital-маркетинг и первая реклама в internet. ⠀
✅1967 год. Первые механики директ-маркетинга привнесенные Ластером Вандерманом:
Исследование почтовых индексов и баз данных для выявления вероятных клиентов;
Почтовые рассылки рекламных писем;
Бесплатные телефонные номера для заказа 1-800 Акции торгового маркетинга «купи один получи один бесплатно»; ⠀
✅В 1988 году появился термин «пожизненная ценность клиентов» (Lifetime value или LTV). Подход позволял оценить чистый доход от покупателя в течение его долговременного взаимодействия с компанией. В 21 веке мало кто использует эту метрику среди малого и среднего бизнеса🧐 ⠀
✅1994 год первая реклама в интернете со словами: «Вы когда-нибудь щелкали мышью прямо здесь?»
AT&T заплатила HotWired $30000 за размещение баннера на своем сайте в течение трех месяцев. Это был эксперимент, но CTR составил 44%, все поняли - кажется интернет работает! Для сравнения: средний CTR в медийной рекламе сегодня составляет около 0,07%. ⠀
✅Первая реклама в поиске. В 1995 году поисковая система GoTo.com, которая впоследствии будет куплена Yahoo, запустила услугу поисковой рекламы с оплатой за размещение. ⠀
✅Возможность корректировать рекламные кампании бренды получили только в 1996 году с открытием сервиса Doubleclick. Система «DART» (Dynamic Advertising Reporting and Targeting - «Динамика, Реклама, Отчеты и Таргетинг») можно было отслеживать клики и оптимизировать объявления. Тогда цену размещения стали считать по CPM. ⠀
✅Чуть позже в 2000 году Google AdWords "докрутил" алгоритм рекламы и ввел рейтинг кликов по релевантности запросу, так реклама Гугла была более нативной и пользовалась спросом, чем Yahoo. ⠀
✅В России контекстную рекламу можно было купить через сервисы: begun.ru, клик.ру, 1ps, clx.ru. В 2001 году появился Яндекс.Директ, который стал первым русскоязычным сервисом. А Google AdWords пришел в Россию только в 2002 году. На графике виден рост digital каналов с 2006 года
✅ Первая реклама на Facebook в 2004 году, таргетировалась она на всех, было 2 формата баннеров. Цукерберг просил подписывать каждый рекламный баннер: “Нам это тоже не нравится, но они оплачивают счета”. Уже в 2005 году он поменял свое мнение и создал первый отдел по рекламе в Fb.