Notes
January 27, 2022

Как анализирую конкурентов в digital

Ваня, зачем делать анализ конкурентов?

Во первых, чтобы усилить оффер. От предложения на рынке во многом зависит успех рекламной кампании и то, как быстро кампания окупит себя.

Второе - усилить сам продукт. Каждый раз когда вы анализируете конкурентов вы запускаете механизм инсайтов в своем проекте, как результат - вы понимаете чего именно вашему продукту не хватает, сразу видны слабые стороны. Это может быть цена, лидмагнит, акции, продуктовая линейка, воронка, формат, цепочка обработки и сам сервис, а в первую очередь идеи по доработке сайта.

В третьих, проработать целевые сегменты аудитории, отсечь неправильные гипотезы по портретам. Для 2-4 сегментов аудитории проще найти рабочие связки с оффером и креативом.

Ок, какой алгоритм сборки данных и анализа?

  1. Определяем каких именно конкурентов мы собираем и для какой цели: локальных, федеральных, косвенных/прямых, фантомных?
  2. Отбираем 10 конкурентов, используя Yandex/Google/соц.сети - там где присутствует ваш бизнес. Иногда их в реальности меньше, тогда можем ограничиться 3-5 конкурентами.
  3. Определите сильные и слабые стороны как своего маркетинга, так и конкурентов. Возможно вы уже являетесь трендсеттером, а остальные игроки вас копируют, ну или подглядывают. Например при запуске франшизы в фудтехе, много кто ориентируется на опыт Dodo.
  4. Анализируем площадки конкурентов: сайт, профили соц. сетей
  • Сайт: верстка, дизайн, контент, логика
  • Позиционирование на каждой площадке
  • Контент план, рубрики, темы, оформление профиля, мультиссылка, время публикации, активности в профиле, ER, наличие "накрученности профиля", наличие белых комментариев и т.п.
  • Офферы. Пример для курсов "Трудоустройство 100% после прохождения курса или мы вернем все деньги за обучение"
  • Продуктовая линейка: лидмагнит, трипваер, основной продукт
  • Цена и средний чек, тарифы
  • Какие есть механики для удержания: поп-апы, квизы, онлайн-консультанты, триггерные чат-боты, триггерные рассылки и тропинка возврата
  • Наличие соц. доказательств: кейсы, живые отзывы, видео в ютуб

Для SMM анализа рынок нам предлагает все сделать руками или с помощью платных сервисов: Telemetr, Rival IQ, JagaJam, LiveDune, Popsters.

5. Анализируем рекламу конкурентов:

5.1 Бесплатный метод в Google/Yandex - прямо в поисковике. В прогнозаторе Яндекс. Директа, при нажатии на ключевое слово в поле "Фразы" появится окно всех конкурирующих игроков аукциона по фразе, актуально для поиска и РСЯ.

5.2 Facebook Ads/Instagram

а) через поиск в библиотеке рекламы

б) подписываемся и заходим на сайты конкурентов, оставляем "следы" (жмем на кнопки, корзину, оформляем заказ - наблюдаем за ретаргет-рекламой во всех соц. сетях.

в) смотрим на сайте наличия FB Pixel с помощью плагина для Chrome

5.3 Для таргетированной рекламы Вконтакте /IG/FB есть платные сервисы - publer.pro, adlover.ru

5.4 Для контекстной рекламы тоже платные сервисы- serpstat.com, Semrush, SimilarWeb.

В контекстной рекламе анализируем:

а) ключевые слова

б) заголовки и тексты объявлений

в) бюджет конкурентов

г) анализ медийной рекламы

д) анализ аукциона относительно конкурентов

6. Анализ воронки конкурентов

После того когда я определился с двумя или тремя конкурентами, как более интересных, я регистрируюсь на сайте, через соц. сети по рекламе и прохожу весь путь воронки, как юзер. После прохождения я замеряю среднее время ответов на каждом этапе и фиксирую это в лог и сохраняю в таблице. Воронок может быть больше трёх и это нормально. Тут важно подвести итог:

6.1 Какие воронки подойдут вам больше?

6.2 Как быстро связывается с вами менеджер после заявки/после лидмагнита?

6.3 Какие вопросы задает менеджер в диалоге, скрипты?

По итогу все сводится к такой таблице:

Скриншоты креативов выносим в облака Drive/Yandex/Mega, что вам удобнее.

Анализ сайтов оформляем в Google Doc/Google Презентации.

Все, ты молодец. Теперь осталось понять, а что из всего этого списка "инсайтов" тебе по силам интегрировать в твой бизнес или рекламный продукт?

Шаблон таблицы XLS тут