Как анализирую конкурентов в digital
Ваня, зачем делать анализ конкурентов?
Во первых, чтобы усилить оффер. От предложения на рынке во многом зависит успех рекламной кампании и то, как быстро кампания окупит себя.
Второе - усилить сам продукт. Каждый раз когда вы анализируете конкурентов вы запускаете механизм инсайтов в своем проекте, как результат - вы понимаете чего именно вашему продукту не хватает, сразу видны слабые стороны. Это может быть цена, лидмагнит, акции, продуктовая линейка, воронка, формат, цепочка обработки и сам сервис, а в первую очередь идеи по доработке сайта.
В третьих, проработать целевые сегменты аудитории, отсечь неправильные гипотезы по портретам. Для 2-4 сегментов аудитории проще найти рабочие связки с оффером и креативом.
Ок, какой алгоритм сборки данных и анализа?
- Определяем каких именно конкурентов мы собираем и для какой цели: локальных, федеральных, косвенных/прямых, фантомных?
- Отбираем 10 конкурентов, используя Yandex/Google/соц.сети - там где присутствует ваш бизнес. Иногда их в реальности меньше, тогда можем ограничиться 3-5 конкурентами.
- Определите сильные и слабые стороны как своего маркетинга, так и конкурентов. Возможно вы уже являетесь трендсеттером, а остальные игроки вас копируют, ну или подглядывают. Например при запуске франшизы в фудтехе, много кто ориентируется на опыт Dodo.
- Анализируем площадки конкурентов: сайт, профили соц. сетей
- Сайт: верстка, дизайн, контент, логика
- Позиционирование на каждой площадке
- Контент план, рубрики, темы, оформление профиля, мультиссылка, время публикации, активности в профиле, ER, наличие "накрученности профиля", наличие белых комментариев и т.п.
- Офферы. Пример для курсов "Трудоустройство 100% после прохождения курса или мы вернем все деньги за обучение"
- Продуктовая линейка: лидмагнит, трипваер, основной продукт
- Цена и средний чек, тарифы
- Какие есть механики для удержания: поп-апы, квизы, онлайн-консультанты, триггерные чат-боты, триггерные рассылки и тропинка возврата
- Наличие соц. доказательств: кейсы, живые отзывы, видео в ютуб
Для SMM анализа рынок нам предлагает все сделать руками или с помощью платных сервисов: Telemetr, Rival IQ, JagaJam, LiveDune, Popsters.
5. Анализируем рекламу конкурентов:
5.1 Бесплатный метод в Google/Yandex - прямо в поисковике. В прогнозаторе Яндекс. Директа, при нажатии на ключевое слово в поле "Фразы" появится окно всех конкурирующих игроков аукциона по фразе, актуально для поиска и РСЯ.
а) через поиск в библиотеке рекламы
б) подписываемся и заходим на сайты конкурентов, оставляем "следы" (жмем на кнопки, корзину, оформляем заказ - наблюдаем за ретаргет-рекламой во всех соц. сетях.
в) смотрим на сайте наличия FB Pixel с помощью плагина для Chrome
5.3 Для таргетированной рекламы Вконтакте /IG/FB есть платные сервисы - publer.pro, adlover.ru
5.4 Для контекстной рекламы тоже платные сервисы- serpstat.com, Semrush, SimilarWeb.
В контекстной рекламе анализируем:
б) заголовки и тексты объявлений
д) анализ аукциона относительно конкурентов
После того когда я определился с двумя или тремя конкурентами, как более интересных, я регистрируюсь на сайте, через соц. сети по рекламе и прохожу весь путь воронки, как юзер. После прохождения я замеряю среднее время ответов на каждом этапе и фиксирую это в лог и сохраняю в таблице. Воронок может быть больше трёх и это нормально. Тут важно подвести итог:
6.1 Какие воронки подойдут вам больше?
6.2 Как быстро связывается с вами менеджер после заявки/после лидмагнита?
6.3 Какие вопросы задает менеджер в диалоге, скрипты?
По итогу все сводится к такой таблице:
Скриншоты креативов выносим в облака Drive/Yandex/Mega, что вам удобнее.
Анализ сайтов оформляем в Google Doc/Google Презентации.
Все, ты молодец. Теперь осталось понять, а что из всего этого списка "инсайтов" тебе по силам интегрировать в твой бизнес или рекламный продукт?